19 июня 2012 года в 6 часов 12 минут мск. времени на перегоне Аур - Ин двухпутного электрифицированного участка Вира - Хабаровск-2 Хабаровского региона Дальневосточной железной дороги по падению давления в тормозной магистрали остановлен поезд № 3408 (60 вагонов, вес 3045 тонн) с электровозом ЗЭС5К № 008 приписки эксплуатационного локомотивного депо Хабаровск-IIДальневосточной дирекции тяги под управлением машиниста локомотивного депо Облучье Байдаченко СЛ. стаж работы с 2011 года, без класса квалификации , 2 группа профотбора, помощника машиниста электровоза Изотова Д«В., стаж работы с 2011 года, свидетельства на право управления не имеет, 1 группа профотбора. Сход произошел на 8413 км пк 1 + 60 метров в кривой радиусом 2000 метров. Поезд следовал в режиме тяги со скоростью 86 км/ч (установленная скорость 90 км/ч). В результате схода пострадал механик рефрижераторной секции Какоркин Александр Евгеньевич 1960 г,р., госпитализирован в больницу г. Биробиджан в состоянии средней тяжести. Нарушен габарит по обоим путям, повреждено 88 м четного пути, 50 м нечетного пути, сбита 1 опора контактной сети по нечетному пути № 359 и 1 опора по четному пути № 360. При осмотре состава на перегоне локомотивной бригадой выявлен сход 11 вагонов (с 39-го с головы поезда по 49 вагон). Вагоны в сходе №№60091667, 60091014, 56485238, 53541595 - полувагоны груженые металлоломом, 59007732 - крытый вагон порожний, 58755364, 58755349 - вагоны- рефрижераторы порожние, 53702262 - дизельная рефрижераторная секция, 58754979, 58743287, 58758715 - вагоны-рефрижераторы порожние. В сходе с опрокидыванием 10 вагонов и 1 в сходе одной тележкой. Повреждены до степени исключения из инвентарного парка 7 вагонов (60091667, 56485238, 53541595, 59007732, 58755364, 58755349, 53702262), в объеме капитального ремонта 2 вагона (№60091014, 58754979), в объеме деповского ремонта 2 вагона (58743287, 58758715). Полный перерыв движения поездов составил 15 часов 7 минут. Для определения причины схода проведена инструментальная проверка технического состояния локомотива ЗЭС5К № 008, вагона №60091667, пути на подходах к месту и в месте схода, проанализированы режимы ведения поезда и управления автотормозами, а также необходимая техническая документация. Установлено, что электровоз ЗЭС5К № 008 приписки эксплуатационного локомотивного депо Хабаровск-П Дальневосточной дирекции тяги эксплуатируется в технически исправном состоянии. Нарушений режима ведения поезда и управления тормозами со стороны локомотивной бригады не допущено. Характеристика пути на 8413 км: класс пути 1А2 бесстыковой, рельсы типа Р-65, шпалы железобетонные с эпюрой 1840 шт./км, скрепление КБ, балласт щебеночный, грузонапряженность 121,57 млн. тонн-км брутто/км в год. Пропущенный тоннаж по состоянию на 01.06.2012 составил 767,0 млн. тонн брутто, установленная скорость движения 120/90 км/час, капитальный ремонт проводился в 2004 году. Рельсовые плети бесстыкового пути на 8412 - 8414 км закреплены на постоянный режим работы 29.06.2011 г. при температуре +35° С. План и профиль пути: с 8412 км пк 5 - 8413 км пк 8 кривая радиусом 2000 м, спуск 1,7%0 на 8411 км ПК 6 - 8412 км ПК 2, подьем 0,8 %о на 8412 км пк 8-10, спуск 0,3 %о на 841 Зкм пк 2-7. Установленная периодичность проверки рельсов средствами дефектоскопии - 4 раза в месяц. При проверках рельсов 5 и 13 июня дефектоскопными тележками и 12 июня совмещенным вагоном-дефектоскопом на дефектограммах сигналы от опасных дефектов отсутствуют, по результатам расшифровки дефектограмм отметок на вторичный контроль не выдавалось. При проверке состояния пути 02.06.2012 г. вагоном-путеизмерителем ПС №071 на 8413 км выявлено 13 неисправностей 2 степени, 1 неисправность 3 степени. Километр оценен в 150 баллов «удовлетворительно». При проверке состояния пути 15,06.2012 г. вагоном-путеизмерителем ПС №071 на 8413 км выявлено 10 неисправностей 2 степени, 2 неисправности 3 степени. Километр оценен в 150 баллов««удовлетворительно». Весенний осмотр участка проведен в период с 12 по 19 мая под председательством ПЧЗ Колдина А. В. В ходе осмотра выявлено 212 замечаний, по состоянию на 05.06.2012 г. устранено 112 замечаний. После проведения работ по восстановлению поврежденного пути проведена дополнительная проверка состояния пути 20.06.2012 г. вагоном- путеизмерителем ПС № 040, По результатам проверки на 8413 км за 150 метров до места схода выявлено 2 неисправности: перекос 2 степени и рихтовка 2 степени близкой к 3 степени. При натурном осмотре и инструментальных промерах пути отступлений, требующих ограничения скорости движения поездов согласно требованиям Инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути, утвержденной МПС России 1 июля 2000 г. № ЦП774 не обнаружено. Первые четыре вагона в сходе груженые металлоломом: 39-й вагон № 60091667: собственность России, ОАО «НГЖ Уралвагонзавод», станция приписки Вагонозавод Свердловская ж.д., построен 05.03,2012 г. усл. клеймо 5 ОАО «НГЖ Уралвагонзавод», по пробегу не ремонтируется. Род вагона - полувагон, груз - лом черных металлов, не поименованный в алфавите, вес 63 т, станция отправления - Белогорек-2 ЗАБ ж.д» (грузоотправитель ООО «Белогорская торгово-производственная компания»), станция назначения - Блюхер ДВС ж,д, (грузополучатель ОАО «Славянский судоремонтный завод»). 40- й вагон № 60091014: собственность России, ОАО «НПК Уралвагонзавод», станция приписки Вагонозавод Свердловская ж.д., построен 05.03.2012 г. усл. клеймо 5 ОАО «НПК Уралвагонзавод», по пробегу не ремонтируется. Род вагона - полувагон, груз - лом чёрных металлов, не поименованный в алфавите, вес 63 т, станция отправления - Белогорск-2 ЗАБ ж.д, (грузоотправитель ООО «Белогорская торгово-производственная компания»), станция назначения - Блюхер ДВС ж.д. (грузополучатель ОАО «Славянский судоремонтный завод»)» 41-й вагон № 56485238: собственность России, ЗАО «СПЖТ»> аренда ООО «Фирма «Трансгарант»», станция приписки аренды Новокуйбышевская Куйбышевская ж.д., построен 01.07Л991 г, усл. клеймо 5 ОАО «НПК Уралвагонзавод», ДР 15.05^2012 г, уел, клеймо 661 ВЧДр Белогорск (ОАО «ВРК-3») Забайкальская ж.д. Пробег 1478 км при норме 160000 км. Род вагона - полувагон, груз - лом чёрных металлов, не поименованный в алфавите, вес - 66 т, станция отправления - Белогорск-2 ЗАБ ж.д. (грузоотправитель ООО «Белогорская торгово-производственная компания»), станция назначения - Блюхер ДВС ж.д. (грузополучатель ОАО «Славянский судоремонтный завод»). 42-й вагон № 53541595: собственность России, ООО «Союз Лизинг», аренда ЗАО «Альянс Транс-Азия», станция приписки аренды Лучегорск Дальневосточная ж.д., построен 02.02.2005 г. усл. клеймо 1167 АО «Рузхиммаш», ДР 15.01.2011 г. усл. клеймо 621 ВЧДр Ленинск-Кузнецкий (ОАО «ВРК-1») Западно-Сибирская ж.д. Пробег 83338 км при норме 160000 км. Род вагона - полувагон, груз - лом чёрных металлов, не поименованный в алфавите, вес 60 т, станция отправления - Березовский Восточный ЗАБ ж.д. (грузоотправитель ООО «Амурский чермет»), станция назначения - Рыбники ДВС ж.д, (грузополучатель ОАО «Находкинский морской рыбный порт»). Формирование поезда № 3408 - станция Биробиджан-1 Дальневосточная ж.дм назначение — станция Хабаровск-2 Дальневосточная ж.д. Последнее техническое обслуживание производилось на ПТО станции Биробиджан-1 в смену в/и Голдынского. От ПТО поезд проследовал 60 км. При комиссионном осмотре и инструментальном обмере узлов и деталей вагонов № 60091667, 60091014, 56485238, 53541595 не выявлено отступлений от эксплуатационных размеров, установленных требованиями Инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации, утвержденной Советом по железнодорожному транспорту государств-участников СНГ и Балтии 22 мая 2009 г, и введенной в действие распоряжением ОАО «РЖД» от 31.08,2009 г. № 1794р. В ходе восстановительных работ по подъему вагона № 56485238, который после схода был расположен перпендикулярно оси главных путей в перевернутом состоянии (дном кверху), в основной массе металлолома выявлены 3 крупногабаритных детали с размерами: основная часть 25 тонного гидро-молота 2720X2440X1200 мм (вес 8 тонн), станина парового молота («П» образная) 2950X1600X1230 мм (вес 6 тонн) с маркировкой «МБ-4136», противовес 1445X660X900 мм (вес 5 тонн). Данные детали молота реквизитов крепления не имели и засыпаны металлоломом различной конфигурации и размеров. В соответствии с требованиями пункта 4.2. ГОСТ 22235-2010 «Вагоны грузовых магистральных железных дорог колеи 1520 мм» погрузка в полувагоны кусков металлолома более установленных предельных размеров (3,5X2,5X1,0 м) запрещена, а при погрузке в люковые полувагоны размеры должны быть не более 400 мм в любом измерении. Пунктами 2.1, 2,4 и таблицы 4 ГОСТ 2787-75 «Металлы черные вторичные. Общие технические условия» запрещена сдача вторичных черных металлов и поставок не рассортированных по видам, группам или маркам в соответствии с требованиями настоящего стандарта. Грузоотправителем в электронной накладной № ЭЛ 541099 на вагоны № 56485238, 60091014, 60091667 указано наименование груза-«лом черных металлов, не поименованный в алфавите», что не соответствует требованиям выше указанных ГОСТов, так как фактически в вагон № 56485238 был загружен лом черных металлов, который соответствует марке 5 А «негабаритные стальные лом и отходы». Представителем грузоотправителя ООО «Белогорская торгово- производственная компания» Волковым Д.В. внесены сведения «Груз размещен и закреплен согласно техническим условиям пунктам 1п, 1.5 п, 17 пп 17Л главы 1.3 ТУ. В целях обеспечения безопасности перевозимого груза и не допущения доступа к перевозимому грузу, груз накрыт листами и увязан между собой». В накладной требовалось указать главы «Груз размещен и закреплен согласно техническим условиям Гл.З пЛ7.4 и главы 1 п.7.3 ТУ-ЦМ-943», на крепление крупногабаритных частей лома необходима было разработать схемы НТУ, что грузоотправителем ООО «Белогорская торгово-производственная компания» сделано не было. В результате детали молота отдельного крепления от смещения не имели. Полнота и плотность заполнения пустот металлоломом и их фактическое расположение в вагоне после погрузки не установлены в связи с опрокидыванием вагона. Грузоотправителем ООО «Белогорская торгово-производственная компания» в нарушение требованийстЛ8 ФЗ-18 от 10,01.2003 г. не была обеспечена подготовка груза для перевозки в соответствии с установленными стандартами, техническими условиями на продукцию и иными актами таким образом, чтобы обеспечить безопасность движения и эксплуатации ж.д. транспорта. Комиссия считает, что причиной схода в поезде № 3408 явилось продольно - поперечное смещение в пути следования незакрепленного груза в вагоне №56485238 (3-х крупногабаритных деталей) с последующим заклиниванием правого скользуна второй по ходу движения тележки, набеганием правого колеса на рельс и сходом первой колесной пары второй тележки вагона наружу кривой, разворотом и опрокидыванием тележки, вследствие чего произошло опрокидывание вагона с разворотом его поперёк чётного пути и выходом в габарит нечётного пути. В момент разворота первой тележки в результате динамической реакции произошёл выброс 2-х впереди идущих вагонов внутрь кривой, проваливанием тележек в балластную призму и заваливанием вагонов на нечётный путь. Сход последующих 8 вагонов произошел в результате разрушения четного пути. В соответствии с Положением о порядке служебного расследования и учета транспортных происшествии и иных, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, событий, утвержденного приказом Минтранса России от 25.12.2006 № 163, данное транспортное происшествие классифицировать как крушение в грузового поезда № 3408, допущенное по причине нарушения технических условий погрузки вагона №56485238 грузоотправителем ООО «Белогорская торгово-производственная компания», и отнести к учету по ответственности за грузоотправителем ООО «Белогорская торгово-производственная компания». Главный ревизор Департамента безопасности движения ОАО «РЖД» Д.Н.Русин Первый заместитель начальника Центральной дирекции инфраструктуры А.Б.Киреевнин Заместитель начальника управления вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры А.И.СакеевЗаместитель начальника управления коммерческой работы в сфере грузовых перевозок Центральной дирекции управления движением А.П.МиненкоЗаместитель начальника Дальневосточной железной дороги - главный ревизор железной дороги по безопасности движения поездов П.В.Демин Заместитель начальника железной дороги - начальник Дальневосточной дирекции инфраструктуры С.В.Максимцев Заместитель начальника Дальневосточной дирекции управления движением - начальник службы коммерческой работы в сфере грузовых перевозок Н.А.Дмитрук Заместитель начальника Забайкальской дирекции управления движением - начальник службы коммерческой работы в сфере грузовых перевозок Е.В.Мельников |