Техническое
заключение
по
случаю схода тепловоза 2ТЭ10У№160 в грузовом поезде№3052 на сбрасывающем
остряке №3со ст. Одринская Орловско-Курского региона Московской железной дороги
5
февраля 2013 года ст.Брянск-Льговский
5
февраля 2013 года в 04-59 на ж.д.ст. Одринская Орловско-Курского рег.
Московской ж.д.однопутного не электрифицированного участка Брянск— Орел, при
следовании поезда № 3052, весом 5141 тонн,248 осей, 58условных вагонов,
тепловоз 2ТЭ10У№160, приписки эксплуатационного локомотивного депо Брянск-2,
оборудованного приборами безопасности АЛСН, ЗСЛ-2М, УКБМ, КОН под управлением
локомотивной бригады этого же депо в составе машиниста тепловоза Богданова А.А.
(3-й класс квалификации, в должности машиниста с 22апреля 2011 г., 2 группа
профотбора), помощника машиниста Коноваленко И.С. (без прав управления, в
должности с 14 апреля 2011 г., 2 группа профотбора) при скорости 2 км/ч на
сбрасывающем остряке № Зсо допущен сход тепловоза первой по ходу движения
секции «А» всеми колесными парами. Для определения причины схода тепловоза на
сбрасывающем остряке №3со,проанализированы режим ведения поезда, управления
автотормозами, соблюдения регламента переговоров между локомотивной бригадой и
поездным диспетчером, проверено техническое состояние локомотива 2ТЭ10У№160,
проведена контрольная проверка тормозов состава поезда № 3052, на станции
Брянск- Восточный и в пути следования, изучена необходимая техническая
документация.
В
ходе расследования установлено, что локомотивная бригада в составе машиниста
Богданова А,А. и помощника машиниста Коноваленко И.С., вызвана на работу явкой
на 01-01 5февраля 2013 г., хотя первоначально локомотивной бригаде была
объявлена явка на 03-30. Домашний отдых перед поездкой составил 19 час. 50 мин.
Дежурный
по эксплуатационному локомотивному депо Брянск-2Дрожжин С.Н. направил
локомотивную бригаду на5 тракционный путь депо Брянск-2для приемки локомотива
2ТЭ25к №0002. После ознакомления с записями журнала Ф.ТУ- 152 и убеждения в не
устранении неисправности крана машиниста локомотива, машинист Богданов А.А.
данный локомотив не принял, что привело к завышению накладного времени приемки
локомотива.
Дежурный
по депо Брянск-2 Дрожжин С.Н. принял решение о замене вышеуказанного локомотива
на локомотив 2ТЭ10у № 160. В 03-04локомотивная бригада, при нахождении на
работе 2 часа З минуты, в нарушение запрета отправления со станции с рабочим
временем более двух часов, выехала на контрольный пост и после производства
маневровой работы произвела прицепку локомотива к составу поезда № 3052 в
03-30мин. С 03-38 до 03-48произведено сокращенное опробование тормозов. В 03-
54 поезд № 3052отправлен с 10 пути сортировочно-отправочного парка станции
Брянск- Льговский.На момент отправления поезда локомотивная бригада находилась
на работе З часа56 минут.
На 106
км 4 пк перегона Белые Берега — Мылинка локомотивной бригадой при скорости 58
км/ч произведено опробование тормозов поезда №3052 на их действие с разрядкой
ТМ на 0,8 кгс/см2 и снижением скорости на 10 км/ч, тормозной путь составил 690
м при норме 650 м. Машинист Богданов А.А. не выполнил требования распоряжение
ОАО «РЖД» от 30декабря 2010 г. № 2817р в части применения экстренного
торможения и, как следствие не был выполнен порядок действия локомотивной
бригады при недостаточном тормозном эффекте в нарушение п. 10.1.3 Инструкции
МПС РФ«По эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог» от 16мая
1994 г. № ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ-277. Так же при следовании в неблагоприятных погодных
условиях, в нарушение требований п. 18.4.7 Инструкции МПС РФ «По эксплуатации
тормозов подвижного состава железных дорог»от 16 мая 1994 г. №
ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ-277 не выполнил проверку действия тормозов при следовании
поезда без торможения свыше 20 минут, при подъезде к запрещающему сигналу Ч-2
станции Одринская, заблаговременно тормоза машинист не применил.
На
станцию Одринская поезд принимался по двум желтым огням входного светофора Ч на
2 приемо- отправочный путь (полезной длиной 83 условных вагона) с остановкой,
Поездной диспетчер Соломатин Д.В. в нарушение п. б приложения 10 Инструкции по
движению поездов и маневровой работе на железных дорогах РФ не предупредил
локомотивную бригаду поезда №3052 о порядке следования по станции.
Входной
светофор Ч поезд № 3052 проследовал в 04-55 со скоростью 34 км/ч. По условиям
профиля 2 приемо- отправочного пути станции Одринская тормоза для снижения
скорости локомотивной бригадой не применялись.
Далее
поезд № 3052 следовал 1000 м по 2 пути станции Одринская с отрицательной
динамикой скорости на запрещающее показание выходного светофора Ч-2 станции
Одринская без выполнения установленного регламента переговоров (из объяснения
локомотивной бригады).
В
04-59 при скорости 10 км/ч, на расстоянии130 метров до выходного светофора Ч-2
машинист Богданов А.А, выполнил первую ступень торможения с разрядкой ТМ на 0.8
кгс/см2,
далее
при скорости 5 км/ч за 80 м до выходного светофора была применена вторая
ступень торможения с разрядкой ТМ на 0.64 кгс/см2, и при скорости 4 км/ч за 15
метров до сигнала Ч-2 применено экстренное торможение.
В
нарушение требований распоряжения ОАО «РЖД» от30 декабря 2010 г. № 2817р «О
взаимодействии работников структурных подразделений ОАО «РЖД» непосредственно
участвующих в перевозочном процессе» машинист локомотива Богданов А.А. не
применил экстренное торможение при недостаточном тормозном эффекте после первой
ступени торможения.
Как
следствие, допущен проезд светофора Ч-2 с запрещающим показанием с последующим
сходом первой секции тепловоза всеми колесными парами на сбрасывающем остряке
№3со.
В
результате схода локомотив повреждён в объёме ТО-3.Нарушений в содержании
устройств пути, сигнализации, централизации и блокировки не выявлено.
Тепловоз
2ТЭ 10у №160 эксплуатируется в технически исправном состоянии, приборы
безопасности опломбированы. Нарушений норм межремонтных пробегов между текущими
видами ремонтов и технического обслуживания не выявлено.
Погодные
условия: темно, метель, температура воздуха -3°С.
По
станции Брянск- Восточный произведена контрольная проверка тормозов состава
поезда № 3052 с локомотивом 2ТЭIОМ №3612. В результате проверки в составе
поезда были выявлены следующие замечания:
вагоны
с выключенным тормозом - № 02015964;
вагоны
с включенным тормозом, но не пришедшие в действие -№ 61088014, 30516504;
вагон
№ 30715866 выход штока тормозного цилиндра составил 180 мм. ( при норме не
более 100 мм.);
вагоны
№30520126, 30710982 —воздухораспределители включены на порожний режим; вагоны №
30520241, 30520126, 30516934, 30710776 - при 4-ом положении ручки крана
машиниста усл.№394 произошёл самопроизвольный отпуск тормозов через время: 4
мин.20 сек, 4 мин. 10 сек., 4 мин. 45 сек. и 2 мин. 20 сек. соотв .
Фактическое
тормозное нажатие на 100 тонн веса составило 31, 79 тонны, что соответствует
требованиям Инструкции МПС РФ «По эксплуатации тормозов подвижного состава жел.
дорог» от 16 мая 1994 г. № ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ-277.
Комиссия
пришла к выводу, что основными причинами схода тепловоза 2ТЭ10У№ 160 в грузовом
поезде №3052 на сбрасывающем остряке № Зсо явилось нарушение локомотивной
бригадой пунктов 98, 99 ПТЭ РФ утвержденных приказом Минтранса России от 21
декабря 2010 г. № 286 в части не остановки поезда на станции;
нарушение
локомотивной бригадой пунктов 18.4.7;18.4.9 Инструкции МПС РФ «По эксплуатации
тормозов подвижного состава железных дорог»от 16 мая 1994 г. №
ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ-277 в части не выполнения проверки действия тормозов при
следовании поезда в неблагоприятных погодных условиях без применения торможения
свыше 20 минут, не применения экстренного торможения при отсутствии
достаточного тормозного эффекта после выполнения первой ступени торможения;
нарушения
машинистом распоряжение ОАО «РЖД» от30 декабря 2010 г. № 2817р в части не
применения экстренного торможения при неполучении тормозного эффекта после
первой ступени торможения (машинист применял две ступени торможения, только после
чего применил экстренное торможение);
в
эксплуатационном локомотивном депо Брянск-2 не организована профилактическая
работа с машинистами в части минимизации рисков нарушений при управлении
автотормозами грузовых поездов, выявленных в процессе расшифровки
скоростемерных лент;
в
эксплуатационном локомотивном депо Брянск-2 не организована системная работа с
машинистами, в части выявления нарушений установленного регламента переговоров
со стороны работников смежных служб и дирекций с последующей записью в книгу
замечаний машиниста.
Сопутствующим
и причинно-следственными связями явились:
недостаточные
меры в системной работе по взаимодействию эксплуатационного вагонного депо
Брянск и эксплуатационного локомотивного депо Брянск-2 в части организации
совместных проверок качества подготовки тормозного оборудования готовых к
отправлению грузовых поездов;
в
эксплуатационном вагонном депо Брянск не реализована система «Барьер» в части
минимизации рисков постановки вагонов с неисправным тормозным оборудованием в
составы грузовых поездов;
начальник
железнодорожной станции Брянск-Льговский Пешеходько В. Н. и начальник
эксплуатационного вагонного депо Брянск Сорокин А.В. не приняли мер по
приведению технологического процесса работы в соответствии со штатом работников
вагонного хозяйства, не приняли меры по увеличению времени осмотра составов
поездов при сокращении численности бригад осмотрщиков вагонов;
начальник
железнодорожной станции Брянск-Льговский Пешеходько В. Н. не принял мер по
организации системы ежесуточного планирования эксплуатационной работы станции с
определением корректирующих мер по предупреждению случаев нарушения технологии
подготовки к отправлению составов поездов;
начальник
железнодорожной станции Брянск-Льговский Пешеходько В.Н. формально производил
анализ и разбор случаев отправления поездов со станции Брянск-Льговский с
нахождением локомотивной бригады на работе свыше двух часов.
В
соответствии с требованиями приказа Минтранса России от25.12.2006 №16З в
редакции приказа Минтранса России от 05.11.2008 №180 данное событие, связанное
с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного
транспорта, классифицировать как сход железнодорожного подвижного состава в
грузовом поезде, и отнести по учету за эксплуатационным локомотивным депо
Брянск-2 Московской дирекции тяги.
Главный
ревизор ЦРБ В.М. Медведев
Зам,
ЦТ Е.С. Маралов
НЗ-РБ
Ю.Д. Овсянников
НЗтер-5
Ю.С. Кобзарь
НЗтер-7
В.А. Проплёткин
Зам.
В А.В. Моргунов
ВЧдЭ-37
А.В. Сорокин
ТЧЭ-46
И.П. Ишутин |